Работа учреждения образования по реализации Декрета Президента РБ № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Реализация Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусматривает создание на местах региональной модели защиты детства.
Составляющими такой модели являются:
• выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;
• реализация планов помощи детям (индивидуальных программ учреждения образования по социально-педагогической реабилитации детей), признанным находящимися в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;
• формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений, жестокого обращения с ребенком;
• признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;
• утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;
• помещение ребенка на срок до шести месяцев на государственное обеспечение, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;
• социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения.
Координацию этой работы призваны осуществлять исполкомы (областные, городские, районные и т. д.) и Комиссии по делам несовершеннолетних.
Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Именно она организует в учреждении образования работу по выявлению детей, нуждающихся в помощи и защите государства, на качественно ином уровне.
Примерное содержание этой работы заключается в следующем:
- тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье (через всеобуч, преемственность и интеграцию, в работе СППС других учреждений образования, рейды; во взаимодействии с общественностью, ИДН, поликлиниками, ЖЭСами и др.) с целью выявления детей, нуждающихся в помощи и защите;
- подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении (советом профилактики или педагогическим советом учреждения образования);
- подготовка и реализация планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, которые утверждаются руководителем учреждения образования. В работе с детьми и их семьями важно участие классных руководителей, специалистов СППС, работников ИДН, специалистов других ведомств, а также родителей;
- подготовка ходатайств в ИДН или исполком о необходимости признания детей нуждающимися в государственной защите, а также проектов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- реализация соответствующих пунктов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, и общий контроль их выполнения.
В решении многочисленных вопросов социальной реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, очень важно определить ответственность и конкретные функции учреждений и организаций региона. СППС — основное звено в реализации новой модели защиты детей в неблагополучных семьях. Чем согласованнее и эффективнее будет межведомственная работа с семьей, тем успешнее будут ее результаты.
В работе по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке выявления детей, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования от 5 мая 2007 г. № 30; Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 и приказом Министерства образования от 8 мая 2007 г, № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».
Правовые аспекты работы СППС учреждения образования
Успех работы специалистов СППС учреждения образования во многом обеспечивается знанием и выполнением нормативных правовых документов, касающихся профиля работы.
Для этого необходимо, прежде всего, своевременное их изучение, а также умение использовать документы в конкретной ситуации.
Информационными изданиями, доступными для педагогов социальных и педагогов-психологов, являются Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацьі Рэепублікі Беларусь, журналы «Сацыяльна-педагаічная работа», «Адукацыя і выхаванне», «Психология», газеты «Образование и право», «Звязда», «Народная газета», «Настаунщкая газета» и др.
Формируя нормативную базу СППС учреждения образования, можно опираться на следующую классификацию правовых актов, отражающую пять уровней нормативных документов (в соответствии с субъектами их издания):
1) международные документы регламентирующего и рекомендательного характера (декларации, акты, конвенции ООН) по положению детей;
2)законодательные акты Республики Беларусь (Конституция, кодексы, законы, распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики);
нормативные правовые документы Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения и др. (постановления, приказы, решения коллегий, инструктивно-методические письма и т. д.) по вопросам защиты прав и законных интересов детей;
документы региональных образований (областные, городские, сельские районы; районы в больших городах), имеющих право законодательной инициативы, обеспечивающих на своей территории выполнение законоположений;
решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений образования и организаций.
Данный раздел методических рекомендаций предусматривает перечень действующих в настоящее время нормативных документов, которые можно использовать в работе социально-педагогической и психологической службы учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, внешкольного (дополнительного) образования, социально-педагогических учреждений .