Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях

Дата: 29 сентября 2017 в 15:41
Своевременное и полноценное формирование речи — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому гак важно взаимодействие логопеда и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где они действуют согласованно. Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком - неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок. Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы - автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков - сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими.
Планируя занятия дома, помните, что:
Занятия должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время; Правильно выбирайте время для занятий-ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему; Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут; Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»; Главные помощники в общении с ребёнком -терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное - поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!». Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Гели ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко- это фрукт или овощ?» Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное - это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!
Итак, Автоматизация звука в слогах
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний —- очень важный момент в автоматизации звука.
Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует    выработке    правильных    артикуляционных    укладов.    Произнесение    слоговых
сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Например, «Открытые» слоги. Открытыми называются слоги типа «согласный+гласный». ра-ро-ру ро-ры-ру «Закрытые» слоги. Закрытыми называются слоги типа «гласный 'согласный», ар-ор-ур ер-ир-юр Автоматизация звука в словах
На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух) Игра «Волшебная палочка», В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например на звук Ш: Тапки-шапки Жаль-шаль Губы-шубы «Назови ласково». Для звука «Р»: рука -— ... , сестра — ... , брат — ... , игрушка — ... , курица — ... , рябина — .... берёза — ... ; для звука «Щ» — щенок — ... , щётка — ... , вещь — ... , плащ — ... , угощенье — ... и др. Можно поиграть в игру «Слово -шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад
. Автоматизация звука в предложениях Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой, например: ручка и карандаш, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. «Ручка и карандаш нужны для письма. Это - письменные принадлежности (сходство). Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этане авгоматизации звуков главное - не быстрота, а правильность проговаривания звуков. Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.